Сельскохозяйственное машиностроение как пропульсивная отрасль
Экономический кризис на количестве импортируемой сельхозтехники отразился незначительно. В 2009 году объемы поставок в натуральном исчислении сократились всего на 7,5%, в денежном же исчислении объемы упали более чем в пять раз. Это связано с тем, что российские предприятия-импортеры существенно сократили затраты, при этом незначительно снизив количество за счет приобретения китайской техники. Рост доли рынка китайской сельхозтехники очень динамичен: если в 2004 году она занимала лишь 2% российского импорта, то в 2010 году - уже 54%. Учитывая то, что поставки сельхозтехники носят в основном децентрализованный характер, можно сделать вывод, что более низкие цены по сравнению с европейскими в 3-4 раза, являются для российских сельхозпроизводителей основным фактором, побуждающим вкладывать инвестиции в сельскохозяйственную технику китайского производства. Такая тенденция в скором времени может привести к серьезной проблеме в отрасли сельхозмашиностроения. А именно, вступление России в ВТО сделает невозможным использование тарифной защиты. Так, в соответствии с секторальными инициативами ВТО, отрасль сельскохозяйственного машиностроения подлежит либерализации и отмене тарифов на взаимной основе, что, несомненно, усилит уязвимость данного сектора экономики перед иностранными конкурентами. В связи с тем, что в России существует явная прямая зависимость приобретения аграриями техники отечественного производства от таких временно-изменчивых факторов, как повышение таможенных пошлин на иностранную технику и государственное субсидирование процентных ставок на ее приобретение, необходимо искать совершенно другие меры воздействия на увеличение спроса в пользу отечественных производителей [126].
Анализируя рынки сельхозтехники ряда стран - Бразилии, США, Франции, Германии и России, эксперты пришли к следующему выводу: ни в одной стране нет такой высокой доли импорта, как на постсоветском пространстве; более того, российский рынок и на сегодняшний день является наиболее открытыми для зарубежных производителей машин и оборудования для АПК [12].
Если не заняться решением данной проблемы уже сейчас, то через несколько лет российский рынок будет полностью захвачен зарубежными производителями сельскохозяйственной техники, и конкурировать с ними отечественным производителям в условиях ВТО будет практически нереально.
Производство сельскохозяйственной техники в России имеет устойчивую тенденцию к снижению (таблица 24).
Таблица 24 - Производство сельскохозяйственной техники в России
Вид техники |
2008 год |
2009 год |
Динамика, % |
Тракторы, шт. |
12384 |
7106 |
-43 |
Зерноуборочные комбайны, шт. |
8032 |
6806 |
-15 |
Кормоуборочные комбайны, шт. |
1203 |
740 |
-39 |
Культиваторы, шт. |
7504 |
3493 |
-54 |
Плуги, шт. |
3003 |
1420 |
-53 |
Бороны, шт. |
8148 |
3243 |
-60 |
Сеялки, шт. |
9197 |
3734 |
-59 |
Косилки, шт. |
3880 |
3316 |
-15 |
Пресс-подборщики, шт. |
2392 |
1822 |
-24 |
Тем не менее, несмотря на рост импорта, потребности России в сельскохозяйственном оборудовании не удовлетворяются и, соответственно, не оказывают положительного влияния на техническую оснащенность аграрного сектора экономики.
Немного больше по теме
Показатели работы автотранспортного предприятия
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятия
автомобильного транспорта по своему назначению подразделяются на
автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.
Автотранспортное
предприятие (АТП) осуществляет перевозку грузов или пассажиров, техническое
обслуживание и ремонт подвижного состава. Автообслуживающие предприятия
выполняют перевозки, а автотранспортные ремонт подвижн ...