Организационные формы управления предприятиями, входящими в локальную ось развития
В данной работе рассмотрены перспективные направления развития сельскохозяйственного машиностроения на территории приграничного агропромышленного региона России - Алтайского края с учетом перспектив его интеграции с сопредельным регионом Восточно-Казахстанской областью. Анализ функционирования АПК на этих территориях показал, что отрасль сельхозмашиностроения Алтайского края имеет ряд проблем и узких мест, препятствующих повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных производств. С сожалением приходится констатировать, что практически ни на одном из этапов производства в регионе нет даже незначительных конкурентных преимуществ, технический потенциал отрасли морально и физически устарел. Без соответствующей синергии между связанными в технологическом плане производствами достаточно сложно конкурировать с ведущими странами-экспортерами данной группы товаров.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Для поднятия порога продовольственной безопасности необходимы радикальные меры в организации и функционировании АПК. И одной из таких мер может быть изменение организационной структуры управления сельскохозяйственным машиностроением на приграничной территории. Для решения сформулированной нами проблемы мы предлагаем создать новую организационную структуру отрасли сельскохозяйственного машиностроения на основе экономической интеграции приграничного региона России с сопредельной территорией.
Социально-экономический эффект интеграционных объединений возникает при координации и сбалансированности, специализации и кооперировании всех этапов производства, переработки, хранения и реализации продукции, устранения ее потерь, повышения качества, ликвидации многих посреднических звеньев между производителями и потребителями, снижения трансакционных издержек, улучшения использования трудовых ресурсов, сырья и средств производства. Не случайно в настоящее время все мировые лидеры-производители на рынке сельскохозяйственной техники и оборудования - такие, как John Deere, Case New Holland, AGCO, Buhler Industries Inc., функционируют не как отдельные компании, а объединяются в транснациональные корпорации.
Долгосрочные перспективы интеграции приграничного региона Алтайского края с Восточно-Казахстанской областью именно в сфере сельскохозяйственного машиностроения обусловлены взаимодополняющими тенденциями развития сельского хозяйства. Как было отмечено выше, Алтайский край специализируется на производстве зерновых, входит в первую тройку среди субъектов Российской Федерации по валовому объему производства зерна, занимает монопольное положение в Сибирском федеральном округе по производству технических культур, сахарной свеклы.
Вместе с тем Восточно-Казахстанская область традиционно специализируется на животноводстве. Но динамика развития отрасли крайне негативная: так, численность поголовья племенного КРС во всех категориях хозяйств Казахстана в 2010 году в сравнении с аналогичным периодом 1990 года снижена в 12 раз. С целью преодоления такой тенденции в Казахстане принят к исполнению государственный «Проект развития экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота Республики Казахстан», в результате реализации которого увеличение численности поголовья КРС мясного направления должно вырасти до 61% от общего поголовья году, экспортный потенциал мяса должен составить 180 тыс. тонн к 2020 году. Для достижения таких значительных результатов, безусловно, необходимо два основных фактора. Во-первых, освоение и вовлечение в сельхозоборот новых земель. Во-вторых, необходимы современные машины и оборудование по производству и переработке продукции животноводства.
Так как развитие животноводства в Казахстане неотъемлемо связано с расширением кормовой базы, то можно утверждать, что в настоящее время и на перспективу продукция российских аграриев может найти большой рынок сбыта у казахстанских сельхозпроизводителей, таким образом, специализация каждого региона и их кооперация в дальнейшем позволят обеспечить продовольственную безопасность всего Большого Алтая. По-нашему мнению, максимальных результатов в развитии агропромышленного комплекса и наибольшего экономического и социального эффектов Алтайский край может достичь лишь в условиях тесной интеграции и всестороннего сотрудничества с сопредельной территорией ВКО, как на уровне предприятий, так и государственных и муниципальных органов власти.
В рамках исследования поставлена задача разработать новую модель функционирования и развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края на основе интеграции предприятий региона в локальную ось развития.
Предлагаемая модель основана на теории «полюсов роста». В качестве пропульсивной отрасли на приграничной территории Алтайского края и Восточно-Казахстанской области рассматривается сельскохозяйственное машиностроение. Локальная ось развития отрасли, в ходе производственного процесса объединяющая локальные полюса роста схематично представлена на рисунке 18.
Немного больше по теме
Показатели работы автотранспортного предприятия
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятия
автомобильного транспорта по своему назначению подразделяются на
автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.
Автотранспортное
предприятие (АТП) осуществляет перевозку грузов или пассажиров, техническое
обслуживание и ремонт подвижного состава. Автообслуживающие предприятия
выполняют перевозки, а автотранспортные ремонт подвижн ...