Этапы приватизации в России и их итоги

На основе этого более 40 миллионов российских граждан стали акционерами чековых инвестиционных фондов или акционерных обществ. В чековом этапе приватизации участвовало практически все население страны. Акционирование с помощью приватизационных чеков (ваучеров) позволяло привлекать крупные иностранные капиталы. Приток иностранного капитала нарастал и уже достиг 10% от объема всех инвестиций в приватизируемые объекты. Зарубежные предприниматели уже вложили в приватизацию российских предприятий 2 млрд долл. Первый этап приватизации в России был закончен ваучерной приватизацией.

В результате ваучерной приватизации право собственности и хозяйствования сосредоточилось в российской экономике в руках трудовых коллективов и директоратов. Так, на начало июля 1994 г. пакет акций приватизированных предприятий распределился следующим образом: трудовой коллектив - 52%, фабрично-заводская администрация - 14,2%, крупные внешние инвесторы - 11,5%, мелкие акционеры - 8,2%, государство - 14,1%. Стартовая структура акционерного капитала в итоге выглядела так: инсайдеры - около 66%, аутсайдеры - 20%, государство - 14,1%. К завершению ваучерного этапа было приватизировано 40% общего числа государственных предприятий, появилось около 40 млн акционеров.

Итогом этого этапа стало существенное разгосударствление экономики, т.к. наибольшая часть объектов малой приватизации стала частной, а к концу 1994 года было приватизировано уже свыше 110 тысяч предприятий.

Так как в ходе этого этапа не были решены задачи передачи предприятий в руки собственников, заметного повышения эффективности производства чековая приватизация не обеспечила.

Так же не была достигнута и главная цель этапа- привлечение в российскую экономику иностранных инвестиций. В частности, к концу 1993 года иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 миллиардов долларов, а за первую половину 1994 года возросли лишь на 278 миллионов долларов. Причиной являлись просчеты в организации приватизации, среди них можно назвать законодательную неопределенность положения иностранного инвестора, которая присутствовала в ходе приватизации и вынуждала большую часть иностранных инвесторов действовать через посредников, это очень затрудняло их прямое участие в процессе приватизации, трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии.

Что касается денежного этапа, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 года, его главной целью был переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных собственников.

Перед этим этапом ставилось три главные задачи:

) Формирование инвесторов, которые владели бы значительными пакетами акций.

) Обеспечение приватизируемых предприятий наличными средствами, которые являлись необходимыми для их структурной перестройки;

) Пополнение госбюджета.

Характерной чертой этого этапа - это направленность на переход от бесплатной раздачи собственности к ее продаже. Для того, чтобы привлечь инвесторов, предполагалось на денежные аукционы выставлять крупные пакеты акций.

Основными объектами приватизации было три вида имущества: земельные участки приватизированных предприятий, недвижимость и государственные пакеты акций приватизированных предприятий. Изначально на данном этапе должны были быть использованы такие методы, как: безвозмездная передача акций работникам; продажа акций работникам по закрытой подписке; продажа акций по инвестиционному конкурсу; продажа акций по коммерческому конкурсу; продажа акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи, продажа объектов незавершенного, продажа акций на специализированном аукционе, продажа предприятий на аукционах, продажа предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников, продажа предприятий по инвестиционному конкурсу, выкуп арендованного имущества, продажа предприятий товариществам по особым льготам, продажа имущества действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, продажа предприятий-должников .

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Понятие предпринимательской деятельности
Чем же руководствуется человек, чтобы заняться предпринимательской деятельностью, что движет им? С точки зрения психологи главной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и ...