Показатели рентабельности организации
) для расчёта величина собственного капитала организации итог раздела III «Капитал и резервы» увеличивается на сумму строк «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов» и «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов» раздела V бухгалтерского баланса «Краткосрочные обязательства»;
) величина собственного капитала организации приравнивается к стоимости чистых активов.
Формула расчёта рентабельности собственного капитала имеет вид:
Rск = Pч / Сс, (5)
где Rск - рентабельность собственного капитала;
Рч - чистая прибыль отчётного периода;
Сс - средняя за период величина собственного капитала.
В западной практике данный показатель оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании.
. Показатели рентабельности производства и продажи продукции. Показатели этой группы отражают результативность основной деятельности организации и показывают величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль выручки от продаж или на 1 рубль расходов на производство (продажу) продукции. Обобщающими показателями экономического эффекта, используемыми при оценке рентабельности производства и продажи продукции, являются: 1) валовая прибыль (результат производственной деятельности); 2) прибыль от продаж (обобщающий результат основной деятельности организации).
Основными показателями рентабельности производства и продажи продукции являются:
) рентабельность продаж. Отражает величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль выручки от продажи продукции. Этот показатель можно рассчитать как для всего объёма продаж отчётного периода, так и по видам продукции. В первом случае в расчётах используются данные внешней финансовой отчётности, во втором - внутренних управленческих отчётов. Расчёт рентабельности продаж имеет вид:
Rп = P / N, (6)
где Rп - рентабельность продаж;
N - выручка от продаж;
) рентабельность расходов. Отражает величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль произведённых расходов, т.е. отдачу расходов по основной деятельности организации. При этом сумма расходов организации может рассматриваться в расчете как в полном объёме (включать себестоимость продукции, коммерческие и управленческие расходы), так и ограничиваться величиной производственных расходов (себестоимостью продукции):
Rр = P / S, (7)
где Rp - рентабельность расходов;
S - сумма произведённых расходов по основной деятельности.
Для определения значений показателей рентабельности в процентах результат умножается на сто.
Целесообразность и правильность расчета рентабельности продаж именно по показателю прибыли от продаж можно оценить следующим образом. Если в расчет принять только чистую прибыль, которая осталась собственнику, или прибыль до выплаты налогов, которая достается государству и собственнику, то оценка прибыльности продукции будет неполной. Рассчитанный таким путем коэффициент будет несопоставим по отраслям из-за разной структуры капитала. Та организация, которая заработала прибыль преимущественно с помощью заемных средств, после выплаты процентов кредиторам будет иметь меньшую прибыль на 1 рубль продаж по сравнению с теми организациями, которые заработали такую же прибыль только с помощью собственных средств.
При оценке показателей рентабельности следует иметь в виде такую специфическую черту этих показателей, как временная ограниченность результатов анализа. Она заключается в использовании при расчётах в качестве показателя экономического эффекта только реализованной прибыли. При этом не учитывается вероятный эффект долгосрочных инвестиций, а значит, в случаях, когда организация осуществляет активную инвестиционную деятельность, значение показателей рентабельности может снижаться. В дальнейшем, когда долгосрочные вложения начнут окупаться, существует вероятность возникновения обратного эффекта: темп роста доходов может опережать темп роста расходов. Это приведёт к увеличению значения показателей рентабельности, не отражая при этом действительной эффективности деятельности в отчётном периоде.
Разные показатели рентабельности отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности.
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕР ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «НОВОСИБИРСКНЕФТЕГАЗПЕРЕРАБОТКА»
Немного больше по теме
Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных
характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет
собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое
экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью
социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.
Как экономическая категория, заня ...