Понятие и роль прибыли и рентабельности организации
Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности организации и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества организации, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям, долгосрочным и краткосрочным финансовым вложениям, сдаче имущества в аренду. [24, С.15-16].В состав внереализационных прибылей (убытков) также входят сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), другие доходы и расходы (убытки, потери).[10]
Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них. Целью организации меняются в зависимости от периода: в долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном - необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности организации, самофинансирования и самоокупаемости при котором происходит накопление прибыли (рисунок 1.1). У каждого предприятия самофинансирование происходит в разные сроки, стремительно, плавно или замедленно. По мере того как происходит расчет с инвесторами, кредиторами и потребителями [3, 71].
Рисунок 1.1 - Модели обеспечения самоокупаемости и самофинансирования в процессе реализации этапов хозяйствования
Для оценки эффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли, так как наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности производства необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность - тесно взаимосвязанные, но не тождественные понятия по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций - как объективную экономическую категорию и как качественный показатель для реальной оценки уровня прибыльности организации.
Показатели рентабельности отражают доходность организации с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода организации. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния организации. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда.
В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:
) прибыльность,
) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение,
) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами,
) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.
Значимость коэффициента рентабельности определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Для коллектива организации высокий уровень рентабельности означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки. Для собственников (акционеров и учредителей) - означает прибыльность их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений, рост интереса к организации других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. Для кредиторов и заемщиков денежных средств-означает реальность получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособность клиента и возможности для дальнейшего его развития. Динамика рентабельности изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями.
Немного больше по теме
Проблемы безработицы в Республике Беларусь
Осуществляемый
в Беларуси в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими
трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них
- проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной
деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых
взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не с ...