Российские транснациональные корпорации

В последние годы заметно усилилась интеграционная активность в металлургическом комплексе России и стран - членов СНГ. При этом одним из важнейших компонентов интеграционного взаимодействия стран Содружества в сфере металлургии, возможно, станут транснациональные корпорации. Они создаются, чтобы противостоять на мировых рынках иностранным ТНК. В этом отношении показателен пример мирового рынка алюминия, где семь-восемь транснациональных компаний, интегрированных по вертикальному технологическому принципу, контролируют более 70% мирового производства алюминия. В этом аспекте, несомненно, заслуживает внимания созданная в 1996 г. транснациональная компания "Сибирский алюминий" с уставным капиталом в сумме 5 млрд. руб. В ее состав входят металлургические заводы и финансовые институты из России, стран - членов СНГ и дальнего зарубежья: Залогбанк (крупнейшая доля уставного капитала - 22,5%), Братский, Саянский (Россия) и Павлодарский (Казахстан) алюминиевые заводы, английская компания "Транс Уорлд Алюминиум", Самарская металлургическая компания "Самеко", Уральский криолитовый и Челябинский электродный заводы. [1, с.295].

Эта вертикально интегрированная структура создана с целью сформировать внутренний рынок как первичного алюминия, так и конечной продукции, оптимизировать финансовые потоки и снизить издержки производства для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке. В 1998 г. ТФПГ "Сибирский алюминий" достигла соглашения о стратегическом партнерстве (альянсе) с американской ТНК "Рейнольде" для укрепления своих позиций на мировом рынке алюминия.

По примеру иностранных автогигантов крупнейшие российские автомобилестроительные заводы - ГАЗ и ВАЗ - начинают создавать сборочные предприятия в некоторых импортирующих странах, приобретая черты транснациональных корпораций. Так, используя более низкие пошлины на ввоз комплектующих деталей по сравнению с пошлинами на ввоз готовых автомобилей, Горьковский автозавод организовал совместное российско-украинское предприятие "КременчугавтоГАЗ", на котором предусмотрено осуществлять сборку малотоннажных грузовых автомобилей "ГАЗ-3302" - "Газель". АвтоВАЗ организовал сборку автомобилей "Евро-Лада" (ВАЗ-2109) в Финляндии на основе соглашения с фирмой "Валмет". Заводы "Валмет", где собираются машины всемирно известных фирм "Опель", "Сааб", "Дженерал моторе", считаются одним из самых технологически гибких производств в Европе.

Наиболее представительным является тип классических ТНК, который можно встретить в любой крупной развивающейся стране. Он представлен в основном приватизированными нефтяными и металлургическими гигантами. Часть экспортной выручки владельцы российских ТНК предпочитают инвестировать за рубежом.

Как правило, российские ТНК данного вида преследуют две группы целей. Во-первых, легальные капиталовложения за рубежом позволяют обезопасить свой бизнес и повысить имидж, необходимый для выхода на западные фондовые рынки. Во-вторых, прямые иностранные инвестиции могут иметь и производственную целесообразность - ради обеспечения доступа к сырьевым ресурсам (при инвестировании в странах с развивающейся или переходной экономикой) или к новым технологиям (при слиянии и поглощении фирм в развитых странах). Реже преследуется цель облегчения доступа на зарубежные рынки сбыта.

В перспективе сырьевые российские ТНК и дальше продолжат активно покупать зарубежные активы по всему миру. Однако, российские компании встречают активное противодействие при попытках диверсификации своего бизнеса за рубежом. Так, в Европе потерпела неудачу компания «Северсталь», запланировавшая слияние с компанией «Арцелор». Всего в 2006 году сорвалось 13 сделок российских компаний по трансграничным слияниям на сумму свыше 50 млрд. долларов США. У российских ТНК пока остаются шансы приобретать в развитых странах только фирмы среднего размера, причем находящиеся преимущественно в тяжелом финансовом положении.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Приватизация в России и её социально-экономические последствия
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫСОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ ...