Российские транснациональные корпорации
Формы экспансии российских ТНК разнообразны. Среди них выделяют:
1. Осуществление прямых зарубежных инвестиций. Финансирование зарубежных филиалов происходит преимущественно путем разовых прямых капиталовложений, после чего структурные подразделения развиваются за счёт использования собственной прибыли.
2. Трансграничные слияния и поглощения.
. Создание консорциумов. Российский монополист добычи алмазов «Алроса» является участником консорциума (32% участия) с ангольской государственной компанией «Андтума», бразильской «Одебрехт Дуймонти» и нидерландской «Фанензинг Б.В.» по разработке кимберлитовой трубки «Катока» в Анголе, одного из крупнейших месторождений алмазов мира.
. Приобретение лицензий. Покупаются лицензии на право поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на территориях принимающих стран. Особое внимание уделяется стратегическим видам минерального сырья, импортируемого в Россию (бокситы, марганцевые руды, титановый концентрат).
Географическое распределение деятельности российских ТНК довольно ограниченно. Основные регионы - СНГ, Центральная и Восточная Европа, США и Африка. Отсутствуют значимые инвестиции в Азиатском регионе (кроме азиатских республик СНГ и Турции). В странах - мировых лидерах по привлечению мировых лидерах по привлечению прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ), таких как Индия и Китай, вообще нет значительных российских инвестиций, что свидетельствует о высокой конкуренции на данных рынках за привлекательные активы. В странах СНГ основными направлениями экспансии российских компаний являются страны-участницы соглашения об учреждении единого экономического пространства (Украина, Казахстан и Беларусь), при этом Украина - лидер по прямым зарубежным инвестициям из России, как по отраслевой диверсификации, так и по стоимости активов российских компаний. По географическому охвату наилучшие позиции имеют «Лукойл» - 182 предприятия в 43 странах и «Газпром» - 105 предприятий в 32 странах.
Важнейшим направлением транснационализации российского бизнеса становится и Африканский континент (его сырьевой и машиностроительный секторы). Африка - реальная альтернатива наращиванию добычи сырья внутри России, возможность укрепить российские позиции на мировых сырьевых рынках. Важной особенностью африканской ресурсной базы является низкая себестоимость добычи, более комфортные и непредвзятые условия для крупного российского бизнеса.
Присутствие российского инвестиционного капитала на рынках развитых стран Западной Европы и Северной Америки пока невелико. Пример: «Северсталь» и «Евраз» приобрели металлургические компании в Италии.
Рассмотрим прямые инвестиции российских компаний в США. Объём накопленных в США прямых инвестиций России, по данным российской статистики, на конец сентября 2010 года составил 5,65 млрд. долларов, то есть был равен 8,74 % от всех прямых российских инвестиций за рубежом. В общей сумме зарубежных российских инвестиций США занимали третье место, уступая Нидерландам и Кипру.
Начало инвестиционной деятельности в США положили российские нефтяные компании. В 2000 году компания «Лукойл» за 71 млн. долларов приобрела сеть автозаправочных станций “Getty Petroleum Marketing” (почти 1300 АЗС), а в январе 2004 года - ещё 795 АЗС, принадлежащих компании “Conoco Phillips” (сумма сделки оценивается в 375 млн. долларов). С 2004 года «Лукойл» владеет в США 2,2 тыс. АЗС, 30 из которых уже работали под оригинальным российским брендом. При этом главным средством увеличения российских капитальных вложений в материальную среду США было проведение трансграничных сделок по покупке действующих американских компаний.
Активизация вывоза прямых инвестиций из России в США наблюдается с 2003 года, когда российские металлургические компании стали осуществлять крупные сделки в сфере слияний и поглощений в этой стране. Так, в 2003 году «Норильский никель» за 364 миллиона долларов приобрёл 56% акций корпорации «Steelwater Mining” (штат Монтана), занимающейся производством и сбытом металлов платиновой группы, прежде всего палладия.
Немного больше по теме
Показатели работы автотранспортного предприятия
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятия
автомобильного транспорта по своему назначению подразделяются на
автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.
Автотранспортное
предприятие (АТП) осуществляет перевозку грузов или пассажиров, техническое
обслуживание и ремонт подвижного состава. Автообслуживающие предприятия
выполняют перевозки, а автотранспортные ремонт подвижн ...