Тенденции предпринимательской деятельности в России

В современной России, в период значительных для государства и его народа, преобразований во всех сферах жизни общества наблюдаются изменения. За последние десять лет реформы породили новые виды деятельности, стили жизни, слои населения.В центре внимания исследований нового российского общества оказалось предпринимательство, обладающее своей специфичностью в сравнении с уже давно сложившимися и выступающим в виде эталона предпринимательством в Европе и США.Существует великое множество трактовок термина "предпринимательство".

Чаще всего под ним понимается один из основных видов бизнеса, а бизнес, в свою очередь, определяется как профессиональная, непрерывное творческое делание денег, причем деньги нужны не ради их количества, а ради свободы, здоровья, и безопасности, кроме того деньги, неприносящие дополнительные деньги имеют тенденцию заканчиваться, поэтому другой важнейший компонент бизнеса - дело. Именно тесная взаимосвязь дела и денег создают возможность развития социума в целом, так как бизнесмен, умножающий свой капитал, умножает национальное богатство общества и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Страна, которой присущ такой тип воспроизводства, во многом защищена от сбоев и тем более потрясений в хозяйственной сфере; ее социально-экономический прогресс стабильно динамичен и устойчив, перспективы обнадеживающи24.

На основе вторичного анализа эмпирически полученных данных можно выделить четыре типа предпринимателей: авторитарный, капиталистический, демократический и театральный.

Характерная черта авторитарного типа предпринимателя - полная самодостаточность, отсутствие желания сравнивать себя с другими. Представляет собой независимую, склонную к рациональному мышлению индивидуальность. Данный образ отличается аналитическим складом ума, властностью, организаторскими способностями, умением руководить, решительностью в действиях. Он говорит уверенно. Как правило, образованный человек и руководитель крупной фирмы. Проявляет крайний индивидуализм в оценках, не разделяет мир на "своих" и "чужих". Главным девизом такого типа предпринимателей является стремление достичь той ситуации, в которой он управляет людьми, а не люди им. Предпринимателями становятся ради обладания экономической властью, влияния, славы. "Влияние" понимают как способ самореализации.

Самым одномерным является капиталистический тип предпринимателя. Это очень богатый (по мировым меркам) человек, который сам приобрел капитал, хорошо образован, "хозяин жизни". Умеет ценить свое время: говорит коротко, четко, не рассуждает о понятиях."Капиталист" интересен, прежде всего, однозначной самоидентификацией. Так, ключевыми словами при ответах на любые вопросы являются "деньги", "прибыль", "нажива". Он относит людей к группе "бизнесменов" и "капиталистов" только если они смогли заработать такое же большое состояние, как и он. Тех, кто лишь пытается "сделать деньги", но не достигает успеха, не идентифицирует как предпринимателя. Считает, что в современном российском обществе престиж человека определяется только одним: "престижно иметь деньги, не престижно их не иметь". Данный тип критически оценивают ситуацию тех, кто занимается бизнесом "ради любви к делу". Большинство "капиталистов" утверждают, что быть богатым и действовать по закону не возможно, такая цель как прибыль должна достигаться любыми средствами.

Наиболее распространенным в сфере малого и среднего бизнеса является демократический тип предпринимателя. Этот образ выступает в виде свободного простого человека.

Представитель данного типа, как правило, выглядит скромным и не притязательным. Ему приходится не легко, надо "много бегать", "тащить на себе всю рутину", "работать 12-14 часов в день". Несмотря на существующие трудности в сфере малого бизнеса данный тип является наиболее мобильным и адаптированным, готовым к любым переменам.

Демократический тип предпринимателя отличается своим идеализмом и стремлением быть свободным в действиях. К своему делу он относится с уважением, ценит свою независимость, считая ее основным мотивом в бизнесе. В одном из интервью представитель данного типа отметил, что "по сравнению с ощущением свободы, деньги ничего не дают". Главное получать "удовлетворение от работы", "поставить дело на высокий уровень"25.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше по теме

Применение макроэкономических индикаторов в прогнозировании
Прогнозирование в экономике - научно обоснованное предвидение характера и динамики явлений и процессов, протекающих на предприятиях, региональном, отраслевом и народнохозяйственном уровнях. Цель такого предвидения - повысить качество принимаемых тактических и стратегических решений, избежать по крайней мере грубых ошибок при разработке проектов краткосрочной и, в особенности, долг ...