Тенденции предпринимательской деятельности в России
"Демократы" довольно часто относятся к своим наемным рабочим как к "партнерам", участвующим в управлении предприятием. Такой бизнесмен идентифицирует себя с нижним эшелоном предпринимателей, но не испытывает тёплых чувств к двум предыдущим типам (авторитарный и капиталистический), считая, что главное в них - амбиции.
Итак, предприниматели демократического типа, с одной стороны, простой человек, много работающий в тяжелых условиях. С другой стороны, он не просто тянет лямку, а работает ради осуществления идеалов, ради переустройства мира, даже, если на уровне своего небольшого предприятия. Именно это позволяет ему уважать себя и окружающих.
Наименее деятельным в сфере бизнеса является театральный тип предпринимателя, образ которого - персонаж. Данный тип существует вне социальной среды и своей деятельности. Он публичен. Прикладные результаты значений для него не имеют. Им движет лишь "желание доказать себе, что он на многое способен" и стремление "изменить свой статус". Желание изменить свой статус - единственный признак того, что он ощущает себя членом общества, элементом иерархической социальной системы. Вместе с тем, он обладает определенными психологическими чертами, делающими его истинным предпринимателем - это человек "волевой", "творческий", "энергичный", "принимающий новшества". Он идентифицирует себя с творческим человеком, инноватором, автором идей. Считает, что предприниматель не обязательно должен быть собственником и заниматься бизнесом ради денег. Основная функция, как считают представители театрального типа состоит в генерировании идей. Предприниматель - персонаж ориентирован на приобретение в обществе более высокого статуса и считает занятие предпринимательством престижным. Он - "действующее лицо спектакля в театре одного актера".
Таким образом, было отмечено четыре основных типа предпринимателей, каждый из которых значительно отличается друг от друга. Естественно, существуют и смежные образы предпринимателей со своими общими чертами и различиями.
Формирование класса предпринимателей в России - процесс достаточно медленный с точки зрения становления более менее стабильного, устойчивого слоя в обществе. По мере развития данного процесса, предпринимательский слой становится более не однородным как по своему происхождению, так и по своему достигнутому положению. Время прихода в мир бизнеса - это явление не только хронологического, но и социального порядка. Приходящийся на разное время предпринимательский старт означает не столько различия в количественной мере предпринимательского опыта, сколько различия в качестве этого опыта, в социальных характеристиках его носителей. При классификации предпринимателей необходимо учитывать периоды экономических реформ. Любая перемена в сфере экономики непосредственно влияет и на социальное состояние общества. Явные изменения в предпринимательской сфере, как правило, приходится в период значительных, фундаментальных экономических реформ. От активности, инициативности и нравственности людей, относящихся к классу предпринимателей, во многом зависит так необходимый стране быстрый рост экономики, что должно обеспечивать и быстрое увеличение числа рабочих мест, и рост заработной платы, и решение ряда других задач, связанных с качеством жизни населения.
Таким образом, возникает связь между качеством жизни населения и отдельного предпринимательского слоя. Прежде чем послужить на благо экономики страны, предприниматель должен сам добиться определенного уровня стабильности в его материальном положении. Как живут российские предприниматели сегодня и какова динамика стилей жизни предпринимательского слоя в России, предстоит выяснить посредством вторичного анализа существующих данных.
Мотивы получения прибыли, и мотивы меценатства находятся в душах предпринимателей в постоянном противоречии, вызывают определенное напряжение в самоощущении и восприятии, а в отдельных случаях сказываются на психическом состоянии бизнесменов. Об этом говорят социологические исследования, проведенные в апреле 2006 г. в Хабаровском крае. Опрос 40 бизнесменов этого региона выявил наличие практически у всех ряда социально-психологических проблем. Предпринимателей беспокоит негативное общественное мнение об их деятельности и отчуждения населения, низкий социальный статус в общественном сознании, периодически возникающие деструктивные конфликты с органами власти, отсутствие российских образцов рыночного поведения (традиций, нравов, обычаев), низкая культура предпринимательства.
Немного больше по теме
Принцип закона убывающей отдачи
рынок экономический убывающий отдача
Особенностью
современного этапа развития России является формирование стабильного
эффективного рыночного хозяйства. Рынок - это не только новая форма
экономических отношений, новые связи в производстве, но и новые экономическое
сознание, мышление и психология. Основой такого мышления служат знание
тенденций развития экономики, сущности и механиз ...