Система показателей финансовой эффективности
Рентабельность текущей деятельности определяется как отношение брутто-прибыли от текущей деятельности до выплаты процентов и налогов к общей сумме затрат по текущей деятельности отчетного периода, относящейся только к реализованной продукции. Кроме того, для общей оценки текущей деятельности представляется возможным полученный результат от реализации продукции соотносить с общей суммой текущих затрат исследуемого периода, чтобы показать, как влияет коэффициент реализуемости продукции на окупаемость затрат.
К группе затратных показателей рентабельности относится также рентабельность инвестиционной деятельности (или отдельных инвестиционных проектов). Она рассчитывается следующим образом: полученная или ожидаемая сумма прибыли (или положительного денежного потока) от инвестиционной деятельности (или от и реализации отдельных инвестиционных проектов) относится к сумме инвестиционных затрат.
. Вторая группа показателей рентабельности - это показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность оборота). В отличие от трактовки рентабельности как окупаемости затрат, концепция рентабельности оборота (нормы прибыльности) состоит в сравнении прибыли с объемом реализованной продукции, т.е. выручкой. Показатели рентабельности продаж могут рассчитываться как по всей реализованной продукции в целом, так и по отдельным ее видам. Показатель рентабельности продаж по уровню агрегирования факторов является более комплексным и полнее, чем затратные показатели рентабельности, характеризует результаты деятельности организации, он затрагивает практически все аспекты деятельности: производство, маркетинг и сбыт. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных организаций в динамике или по сравнению с плановыми показателями. Однако показатели рентабельности продаж, как и рентабельности продукции, не годятся для сопоставлений по видам деятельности, поскольку доходность в разных видах деятельности зависит не только от уровня рентабельности затрат и продаж, но и от скорости оборота капитала. В тех видах экономической деятельности, где высокая скорость оборота капитала, можно получить высокую отдачу на вложенный капитал, имея невысокий уровень рентабельности продукции и продаж. И, наоборот, виды деятельности, в которых медленно оборачивается капитал, должны иметь высокий уровень рентабельности продаж, чтобы заработать требуемую норму доходности на вложенный капитал [24, с.45].
Так же следует учитывать, что динамика соотношения доходов и расходов в составе выручки (а, следовательно, и значение показателя рентабельности продаж) зависит от учетной политики, применяемой в организации. Так, организация может увеличить или уменьшить размер прибыли за счет:
) выбора метода начисления амортизации основных средств;
) выбора метода оценки материала;
) установления срока полезного использования долгосрочных активов; 4) определение порядка отнесения накладных расходов на стоимость реализуемой продукции (работ, услуг).
Таким образом, уровень рентабельности продаж имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах), собственном и заемном капитале, экономическом потенциале достигнут конечный финансовый результат и как эффективно они используются.
Немного больше по теме
Процесс разработки бизнес-плана туристического агентства
Турагентство
- выгодный и быстроразвивающийся бизнес. Благодаря росту благосостояния граждан
России в последние несколько лет растут затраты россиян на туристический отдых.
В крупных городах спрос на качественные услуги туристических агентств
традиционно высокий. Несмотря на негативное влияние экономического кризиса,
рынок туристических услуг по-прежнему является весьма привлекате ...