Система показателей финансовой эффективности

Также одним из ключевых показателей рентабельности капитала является рентабельность собственного капитала. Она характеризует долю прибыли, приходящуюся на рубль собственного капитала. Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением от вложения этих средств в другие альтернативные виды деятельности. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акции организации. То есть рентабельность собственного капитала играет важную роль при сравнительной оценке преимуществ альтернативных инвестиций и показывает, является ли данная организация привлекательным для вложения капитала. Уровень рентабельности собственного капитала целесообразно сравнивать со ставкой процента для долгосрочного вложения средств, а именно: уровень рентабельности должен быть выше обычной долгосрочной ставки процента. Это обусловлено тем, что рентабельность собственного капитала должна обеспечивать собственникам прибыли, соизмеримые с процентом на рынке капитала, для сохранения капитала, а также с тем, чтобы покрывать предпринимательский риск. Лишь в этом случае капитал акционеров (собственников), вложенный в организацию, используется организацией эффективно [13, с.112].

Таким образом, уровень рентабельности собственного капитала рассматривается как критерий рациональности принимаемых решений в области всех осуществляемых организацией видов деятельности, играет важную роль при сравнении и оценке преимуществ альтернативных вложений капитала.

Далее рассмотрим оценку финансовой эффективности организации на основе показателей денежного потока.

Непрерывный процесс движения денежных средств во времени представляет собой денежный поток, который образно сравнивают с системой «финансового кровообращения», обеспечивающей жизнеспособность организации. От полноты и своевременности обеспечения процесса снабжения, производства и сбыта продукции денежными ресурсами зависят результаты текущей деятельности организации, степень его финансовой устойчивости и платежеспособности, конкурентные преимущества, необходимые для текущего и перспективного развития. Поэтому современному финансовому менеджеру требуется знать временные методы анализа денежных потоков, используемых отечественной и зарубежной практикой.

Денежный поток (cash flow - CF) представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и расходования денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью. Все денежные потоки компании объединяются в три основные группы: потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности [24, с.48].

По направленности движения денежных средств выделяют положительный денежный поток (приток денежных средств) и отрицательный денежный поток (отток денежных средств). Разница между притоками и оттоками денежных средств за определенный период времени называется чистым денежным потоком, который может быть как положительной, так и отрицательной величиной. Для изучения факторов формирования положительного, отрицательного и чистого денежных потоков рекомендуется использовать прямой и косвенный методы. Прямой и косвенный методы расчета денежного потока противопоставляют друг другу следующим образом: прямой метод исходит из принципа "сверху вниз" - от выручки к денежному потоку; а косвенный метод базируется на принципе "снизу-вверх" - от чистой прибыли к денежному потоку. При этом имеют в виду расположение показателей выручки и чистой прибыли в отчете о прибылях убытках, где выручка стоит в самом верху отчета, а чистая прибыль - один из самых последних его показателей [7, с.65].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше по теме

Планирование цен и организация ценообразования на предприятии
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры пр ...