Макрорегулирование в Республике Беларусь. Проблемы и результаты его осуществления в Республике Беларусь
Рыночная экономика может эффективно функционировать, только если агенты рынка получают адекватные "сигналы" - цены - для принятия решений по покупкам, продажам, сбережениям и инвестициям. Следовательно, главное экономическое воздействие на процессы воспроизводства оказывают цены, наиболее результативно выполняющие свои функции только при наличии стабильных финансов, т. е. эффективность рыночных отношений зависит от гармоничного единства финансов и цен. В условиях высокой и несбалансированной инфляции первоочередное значение приобретает достижение макроэкономической стабилизации как необходимого условия дальнейших реформ.
Отказ от контроля высокой инфляции имеет три важных последствия. Во-первых, в условиях высокой инфляции доходы и богатство значительно перераспределяются, что создает предпосылки для снижения экономической эффективности. Во-вторых, в условиях высокой инфляции цены не выполняют своей сигнализирующей роли, т. к. субъектам экономики становится трудно интерпретировать ценовые изменения как изменения относительных цен. В-третьих, в течение периода высокой инфляции предприятия и домашние хозяйства концентрируют экономическую активность скорее на краткосрочных (часто спекулятивных) мерах по защите своих доходов и активов, чем на долгосрочных решениях по поводу, например, сбережений и инвестиций, которые так необходимы для достижения устойчивого экономического роста.
В Республике Беларусь на начальных этапах реформирования экономики была проведена широкая либерализация цен, которая привела к резкому и неуправляемому росту цен и падению объемов промышленного производства.
А если проследить тенденцию проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь за последние 5 лет, можно увидеть, что инфляция на потребительском рынке Республики Беларусь за 2010 год составила 7,8%(при этом прогнозные показатели составляли 8-10%), или 0,8% в среднемесячном исчислении [10]. Среднегодовой индекс потребительских цен в 2010 году составил 106,6% (рис. 5).
Рис. 5. Динамика среднегодовых сводных индексов цен в Республике Беларусь
В связи с тем, что 2011 г. Ещё не закончен, провести общий анализ не представляется возможным, однако на сегодняшний день известно уже следующие:
За январь 2011 года индекс потребительских цен по сравнению с декабрем 2010 года составил 101,4 %;
Индекс потребительских цен на товары и услуги в ноябре по сравнению с октябрем 2011 года составил 108,1%, с декабрем 2010 года - 204%.
Помимо вышеуказанных проблем, существует еще одна - это проблема регулирования внешней торговли и валютных отношений. По мере формирования единого мирового рынка, углубления международного разделения труда и особенно с началом экономической глобализации в большинстве стран произошла либерализация внешнеторгового и валютного режимов, повысившая степень открытости национальных экономик. И тем не менее государство сохраняет важные рычаги воздействия на соотношения курсов валют, на таможенную защиту экономики, на развитие экспортного потенциала страны и на выработку и проведение внешнеторговой политики в целом.
В прошлом курсы иностранных валют устанавливались по воле государственных органов с учетом реального положения национальной денежной единицы и задач внешнеторговой политики. В настоящее время формирование и изменение курсов проходят на валютных рынках в зависимости от соотношений между спросом и предложением иностранных и отечественных денег. Главным средством валютного регулирования стали интервенции центральных банков, которые либо скупают излишнюю иностранную валюту, либо продают ее из своих золотовалютных резервов, изменяя тем самым стоимость национальной денежной единицы. Это очень сложный инструмент воздействия, который затрагивает многие другие макроэкономические параметры и может непосредственно влиять не только на внешнеэкономические процессы, но и на темпы инфляции, работу банков, бюджетную сферу в соответствующих странах.
Немного больше по теме
Поведение фирмы в условиях олигополии
Изучаемая
мной работа посвящена теме «Поведение фирмы в условиях олигополии». Проблема
данного исследования актуальна в современных условиях и подтверждает частое
исследование поднятых вопросов.
Для
олигополии как отраслевой рыночной структуры характерны высокая степень
концентрации и вытекающая из нее немногочисленность крупных производителей
(продавцов), между которыми, всле ...