Макрорегулирование в Республике Беларусь. Проблемы и результаты его осуществления в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секториальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.
Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.
Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.
Важным направлением модернизации государственного управления должен стать поиск точек соприкосновения, а также форм и механизмов взаимодействия государства и бизнеса. Это касается взаимодействия органов как законодательной, так и исполнительной власти с представителями бизнессреды на уровне формирования экономической политики государства, при решении государственных задач, решении вопросов инвестиционного взаимодействия власти и бизнеса на стыке их интересов и т. д.
Учитывая возрастающую значимость в развитии мировой экономики крупных корпораций, для Республики Беларусь также важным направлением модернизации государственного управления должно стать создание крупных интегрированных и корпоративных структур в реальном секторе экономики. В качестве таковых могут выступать государственные производственные, научно-производственные объединения, другие виды объединений, а также финансово-промышленные группы и иные хозяйственные объединения.
Но, безусловно, решение вопросов, связанные с модернизацией белорусской экономики и системы государственного управления, невозможно без формирования высокопрофессионального и эффективно работающего на всех уровнях управления кадрового потенциала. Для чего необходимо совершенствование института государственной службы, совершенствование всей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
В условиях кризисного и посткризисного развития точками роста, должны стать наиболее эффективные предприятия всех отраслей, а также менее ресурсоёмкие (сфера услуг, мелкий и средний бизнес). Всё это, в конечном счете, позволит решать и другие проблемы: отрицательного внешнеторгового сальдо, сохранения ликвидности банковской системы, предотвращения нарастания неплатежей, сохранения стабильности на валютном рынке, ограничения потребности во внешних заимствованиях (поскольку нарастание государственного и валового внешнего долга имеет свои безопасные пороговые пределы и потребует расходов по обслуживанию и погашению внешнего долга уже в ближайшие годы).
Немного больше по теме
Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных
характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет
собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое
экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью
социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.
Как экономическая категория, заня ...