Сравнительная характеристика методик планирования себестоимости продукции

В экономико-теоретической литературе традиционно существуют две развитые позиции трактовки себестоимости продукции: политико-экономическая и маржиналистская.

Структурирование политико-экономического подхода позволяет выделить следующие моменты: себестоимость понимается как издержки экономически обособленного предприятия в денежной форме; в себестоимость включаются полные затраты по производству и реализации продукции; в качестве стоимостной (объективной) основы себестоимости рассматривается величина (C+V), т. е. первые два элемента стоимости товара; себестоимость определяет пределы простого воспроизводства на предприятии; исследуется структура затрат на производство и реализацию продукции; выделяется в рамках предприятия ряд уровней затрат в соответствии с иерархической структурой предприятия; в оборот вводятся различные показатели ресурсоемкости производства; себестоимость выступает как конституирующий элемент цены (затратная концепция); делается акцент на снижение затрат, что обусловлено ценовой конкуренцией; при увязке себестоимости продукта с его потребительскими свойствами выдвигается тема оптимизации затрат. Все указанные моменты следует рассматривать в рамках содержательно-структурного подхода как подхода политико-экономического.

Если в рамках указанного подхода можно выделить аспект управления себестоимостью, то в центре оказывается следующая проблематика: режим экономии как метод хозяйствования; внутрипроизводственный хозяйственный расчет (автономизация производственных участков); ориентация на эффективное использование основного и оборотного капитала; использование наряду с затратными ценами цен параметрических, увязывающих себестоимость с потребительскими (технико-эксплуатационными) свойствами продукта; ориентация по преимуществу на ценовую конкуренцию (при параметрических ценах - на неценовую конкуренцию).

Содержательно-структурный и маржиналистский подходы к себестоимости являются традиционными, в них сильно выражен момент статический. Как сама хозяйственная жизнь, так и экономическая теория не стоят на месте, появляются новые подходы, связанные с интерпретацией издержек предприятия. Во-первых, учитываем стадийный (процессный) подход, получивший права гражданства, ибо в последние годы становится популярным подход к рассмотрению себестоимости с точки зрения концепции цепочек ценностей, которая дает возможность анализировать процесс формирования затрат на всех стадиях создания продукции, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией собственной продукции, работ, услуг. Во-вторых, можно опираться на понятие функционального подхода, что, применительно к себестоимости, не является общепринятым.

Поскольку, следуя сложившейся отечественной практике и теоретическим воззрениям, исходим из понимания себестоимости как полных затрат (издержек) экономически обособленного предприятия, выраженных в денежной форме, то в последующем анализе опираемся на содержательно-структурный подход, соединяя его с функциональным и стадийным. Указанные подходы дают возможность более полно реализовать принцип единства теории и практики, раскрывают новый, более широкий подход к проблемам управления затратами. Так, через «пучок функций» можно выразить содержание категории, ее место и роль, показать категорию «в работе».

Стадийный подход является модификацией содержательно-структурного подхода, так как показывает величину затрат, которые распределены во времени и привязаны к различным стадиям производственно-рыночного цикла создания продукции.

Таким образом, в рамках каждого из указанных подходов себестоимость решает определенный круг проблем, при этом, выделяются ее теоретические и прикладные стороны (таблица 1).

Таблица 1. Теоретические и прикладные характеристики себестоимости продукции

Содержательно-структурный подход

Функциональный (производственно-рыночный) подход

Стадийный (процессный) подход

Теоретический аспект

Себестоимость - категория воспроизводственная, представлена как совокупность различного рода затрат, понесенных на производство продукции.

Себестоимость продукции - категория «работающая», что способствует углублению понимания механизма ее действия в экономике.

Себестоимость - стадийный объект, представляет собой совокупность затрат, распределенных во времени и привязанных к различным стадиям производственно-рыночного цикла создания продукции.

Прикладной аспект

Группировка затрат по экономическим элементам и определение себестоимости на разных уровнях производства дает возможность осуществления анализа, контроля, поиска резервов снижения или оптимизации отдельных элементов затрат, позволяет определить границы простого воспроизводства в рамках отдельного предприятия.

Позволяет учесть взаимодействие предприятия с внешней средой в процессе управления себестоимостью продукции, способствует углублению учетно-аналитического подхода, позволяет провести разграничения прав и ответственности, обеспечивает разграничение оперативных функций и функций, связанных со стратегическим развитием.

Дает возможность внесения в продукцию функциональных усовершенствований непосредственно в процессе ее создания, возможность реализации процесса оптимизации или снижения затрат и определения необходимого размера финансирования на различных стадиях производства, повышает эффективность использования всех видов ресурсов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше по теме

Протестантская этика и дух капитализма
лет назад в Западной Европе началась религиозная Реформация, которая стремительно распространилась на многие страны. В итоге это полностью реформировало церковь, а также преобразовало экономику и культуру всех стран, которые были затронуты. В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божьего от наносного человеческого, приобретен ...