Совершенствование ценовых отношений в региональном свеклосахарном кластере

Совершенствование взаимоотношений в кластерной структуре требует смены форм и содержания экономических связей внутри свеклосахарного подкомплекса, основными участниками которого являются сельхозтоваропроизводители, перерабатывающие и торговые предприятия. Они находятся в едином воспроизводственном процессе, работают на единый конечный результат, следовательно, их интересы должны быть гармоничными. Однако, как показывают проведенные исследования, большинство перерабатывающих и торговых предприятий не желают делиться доходами, полученными от реализации конечной продукции, хотя зачастую они определяются количеством и качеством поставляемого сырья от сельхозпроизводителей. Так, доля производителей свекловичного сырья в розничной цене в среднем за 2001 - 2008 гг. составила в расчете на 1 т сахара 38,3 %, при материально-денежных затратах на его производство 60 %. Дезинтеграция между основными участниками свеклосахарного подкомплекса негативно отразится на эффективности функционирования как сельскохозяйственных, так и перерабатывающих предприятий: сокращаются объемы производства сахарной свеклы, снижается загрузка мощностей в перерабатывающей промышленности, растут затраты на конечную продукцию, снижается ее конкурентоспособность как из-за цены, так и из-за качества, сокращается потребление сахара.

В создавшихся условиях возникает объективная необходимость упорядочения производственно-экономических связей в агропромышленном комплексе, обеспечивающих взаимовыгодный интерес партнеров на базе интеграции и кооперации. Развитие свеклосахарного кластера обусловлено необходимостью обеспечения технического, технологического, организационно-управленческого, экономического единства и непрерывности этапов производства, заготовки, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с целью стабилизации агропромышленного производства и повышения его экономической эффективности. Некоторые ученые и специалисты в данной области считают, что добиться стабилизации в свеклосахарном подкомплексе возможно при переходе к системе закупок сахарной свеклы по договорам контрактации (без кооперации и интеграции), в соответствии с которыми заготовитель будет закупать ее у производителя по согласованной закупочной цене и оплачивать транспортные расходы, связанные с доставкой корнеплодов на завод. При этом вся произведенная продукция останется в его распоряжении. При исследовании данной формы экономических взаимоотношений производителей и переработчиков сахарной свеклы было установлено, что значительных изменений во взаимоотношениях не происходит, давальческо-натуральная форма расчетов становится давальческо-стоимостной (табл. 1.1).

Таблица 1.1 - Условия договоров переработки сахарной свеклы (в расчете на 1 т свеклы)*

Показатели

Договор контрактации

Договор переработки на давальческих условиях

без заявки на жом и патоку

с заявкой на жом и патоку

Базисная сахаристость, % Нормативные потери сахара при хранении, % Содержание сахара в мелассе,% Потери сахара в производстве, % Выход сахара, % Произведено сахара из 1 т свеклы, кг Стоимость сахара произведенного из 1 т свеклы, руб. Стоимость 1 т свеклы (из расчета 65 % сахара), руб. Оплата за переработку, руб. Получено патоки (выход 4 %), кг Стоимость полученной патоки, руб. переработчик производитель Получено жома, кг Стоимость полученного жома, руб. переработчик производитель Стоимость валовой продукции, руб. переработчик производитель Стоимость утилизации жома, руб. Стоимость продукции с утилизацией жома, руб. переработчик производитель

17,05 0,65 2,9 0,9 12,6 126 1515 982,8 - 40 72 72 - 660 6,60 6,60 - 607,8 982,8 67,3 540,5 982,8

17,05 0,65 2,9 0,9 12,6 126 1515 982,8 - 40 72 36 (20 кг) 36 (20 кг) 660 6,60 2,31 (231 кг) 4,20 (420 кг) 490,6 942,5 67,3 490,6 875,2

17,05 0,65 2,9 0,9 12,6 126 1515 - 529,2 40 72 25,2 46,8 660 6,60 2,31 (231 кг) 4,20 (420 кг) 501,7 1033,9 67,3 501,7 966,6

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Поведение фирмы в условиях олигополии
Изучаемая мной работа посвящена теме «Поведение фирмы в условиях олигополии». Проблема данного исследования актуальна в современных условиях и подтверждает частое исследование поднятых вопросов. Для олигополии как отраслевой рыночной структуры характерны высокая степень концентрации и вытекающая из нее немногочисленность крупных производителей (продавцов), между которыми, всле ...