Совершенствование ценовых отношений в региональном свеклосахарном кластере

Следовательно, только за счет совершенствования ценовых отношений между сельскохозяйственными, перерабатывающими и торговыми предприятиями в свеклосахарном кластере, основанных на интеграции и взаимной увязке их интересов, возможно, устранить ценовые диспропорции внутри продуктового подкомплекса и в целом повысить эффективность его функционирования.

При оптимизации ценовых отношений в свеклосахарном кластере немаловажную роль должно сыграть государство. Основным инструментом государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции выступают гарантированные цены, используемые для проведения закупочных и товарных интервенций. Проведенные исследования показали, что в большинстве регионов России из-за отсутствия достаточных бюджетных средств гарантированные цены не используются. В ряде регионов, в том числе и в Алтайском крае, гарантированные цены применяются при закупках сельскохозяйственной продукции в региональные фонды, что повторяет систему госзаказа. Практика применения гарантированных цен в России, как и в других переходных экономиках, показала, что они устанавливаются на неэффективном уровне, то есть ниже рыночных цен.

Для повышения эффективности применения гарантированных закупочных цен необходимо разработать и принять единую методику расчета гарантированных цен в стране, разработать проект договоров между сельскохозяйственными предприятиями и государственными органами, закупающими продукцию в федеральные и региональные продовольственные фонды, обеспечивающие взаимные торговые обязательства, дотирование поставщиков продукции, получение товаропроизводителями авансовой оплаты в размере не менее 50 % стоимости объемов поставок, определяемых договором, в том числе 25 % после заключения договора и 25 после завершения сева, и др.

Как форма государственной поддержки сельских товаропроизводителей в России может использоваться программа так называемых невозвратных займов, которая была разработана и применялась в США в 30-е годы. Для проведения этой программы на федеральном и региональном уровнях необходимо организовать товарно-кредитные корпорации (интервенционные агентства), которые будут выдавать крестьянам беспроцентные кредиты под залог запасов их продукции. Кредит будет определяться по специально установленной залоговой цене (цена, выплачиваемая фермеру на единицу продукции в виде кредита). Если цена на рынке будет держаться выше поддерживаемого уровня, крестьянин продаст свою продукцию на рынке и отдаст товарно-кредитной корпорации кредит. Если же цена опустится ниже, то он поставит в уплату своего долга, заложенную под кредит продукцию без каких-либо дополнительных расчетов.

Немаловажную роль в области оптимизации ценовых взаимоотношений между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями может сыграть программа рыночных соглашений между производителями и заготовительными организациями о минимальной цене закупки. Роль государства в этих добровольных соглашениях будет сводиться к арбитражу сторон при выработке компромиссного решения и контролю за выполнением достигнутых договоренностей. Указанный механизм поддержки товаропроизводителей успешно применялся в США в период депрессии.

Приведенные выше результаты исследований показали неэффективность использования дотаций на продукцию сельского хозяйства, так как, во-первых, они не стимулируют повышение эффективности производства, а порождают затратные, экстенсивные методы хозяйствования, во-вторых, через механизм закупочных цен дотации, в конечном счете, перераспределяются в перерабатывающую промышленность. Таким образом, цель дотаций - поддержка доходов сельских товаропроизводителей - не достигается. Поэтому необходимо переориентировать субсидии с уровня производителя на уровень потребителя поддерживаемого (стимулируемого) продукта. Для этого важно разработать программы расширения спроса на отечественные продукты питания. Если при субсидировании производителей только часть выделенных средств реально работает на расширение сбыта, то при субсидировании конечных потребителей при прочих равных условиях вся сумма дотаций напрямую увеличивает сбыт. Более того, за счет одних и тех же бюджетных средств одновременно смягчаются две острейшие проблемы переходного периода - финансовый кризис в сельском хозяйстве и спад покупательной способности населения. Очевидно, что прямые денежные выплаты населению в значительной степени не будут истрачены на продовольствие и тем более на то продовольствие, на которое нацелена субсидия. В сложившихся обстоятельствах наиболее предпочтительной схемой субсидий потребителям могли бы стать программы бесплатного питания в различного рода публичных институтах - школах, детских садах, больницах, то есть там, где есть закупки продуктов питания, фиксируемые в бухгалтерской отчетности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Проблемы исчисления валового национального продукта
Для анализа экономических событий, сложных хозяйственных взаимосвязей необходима система надежных, взаимодополняющих показателей. От степени достоверности и оперативности информационных потоков зависит и качество управления. Между тем поставляющая информацию статистика не всегда способна успешно решить возлагаемые на нее задачи, оправдать запросы и надежды экономистов, политиков и ...