Формирование и развитие агропродовольственных кластеров в Республике Алтай
Нами разработана структура кластерной модели развития продуктового кластера АПК Республики Алтай, которая содержит научно обоснованную методологическую, практическую схему и выглядит следующим образом (рис. 4.2).
Координационный центр (совет) является организационной основой управления всеми взаимосвязанными элементами кластерной структуры для распределения полномочий и ответственности между участниками. В состав центра будут входить представители всех структурных элементов, органы власти и общественные организации, наука и образование, представители инфраструктурных звеньев, переработчики, сельскохозяйственные товаропроизводители и их объединения.
Изучение теории кластерного подхода подтверждает потребность в определении ядер развития создаваемой структуры, так как необходимо выявить базовые предприятия (предприятия-лидеры), определить ключевых партнеров, идентифицировать региональные возможности (процесс производства, качество продукции и уровень специализации; условия для конкуренции и стратегического развития; условия спроса; связанные или поддерживающие отрасли), определить приоритетные рынки сбыта продукции. «Точкой роста» в данном случае является совместная деятельность сельскохозяйственных предприятий и переработчика, образующая сырьевую зону каждого перерабатывающего предприятия Республики Алтай. Сырьевые зоны перерабатывающих заводов выступают в качестве полюсов концентрации производства сырья и капитала, обеспечивающих эффективную отдачу инвестиций в границах кластера в целом и сырьевой зоны - в частности. При этом развитие экономического ядра невозможно без восстановления системы семеноводства и реализации интенсивных факторов ведения сельского хозяйства. В рамках кластерной структуры особое значение имеет научный и образовательный потенциал. Сегодня многие научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и их структурные подразделения не имеют практической связи с реальным сектором экономики. Мало заказов на научные разработки, новые технологии, кадры и пр. Формирование кластера с участием институтов науки и образования (НИИ, вузы, ССУЗы, проектные институты и пр.) дает преимущества как производственным структурам, так и самим научным и образовательным учреждениям.
Не менее важным субъектом продуктового кластера является развитая инфраструктура, включающая финансово-кредитные организации (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), организации обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговые, консалтинговые, юридические, снабженческие, лизинговые компании, логистическая инфраструктура, инжиниринговые компании).
Ключевым звеном кластерной структуры АПК региона являются органы власти и общественные организации. Государственное участие должно представлять систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов многоуровневого формирования бюджетных средств и их использования на финансирование целевых агропродовольственных программ, НИОКР и пр.
Развитие и регулирование регионального оптового рынка следует рассматривать в контексте целенаправленного воздействия федеральных и региональных органов власти, управления на сферу производства, реализации сырья и готовой продукции. Регулирование предполагает взаимодействие комплекса административно-организационных, правовых и экономических механизмов. Результативность этого взаимодействия определяется оптимальностью сочетания интересов всех групп участников продуктового кластера: потребителей, производителей сырья и готовой продукции, государства. Приоритеты, конечно же, должны быть отданы потребителям готовой продукции продуктового кластера.
В рамках Республиканской целевой программы «Создание пилотного агротехнопарка как базиса кластерного развития ведущих отраслей производства и переработки сельскохозяйственной продукции Республики Алтай на 2011-2014 годы» [56] на территории Республики Алтай предполагается создание следующих продуктовых кластеров:
Немного больше по теме
Проблемы государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
Экономика
- это система отношений по поводу производства, распределения, потребления
материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория
и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности.
Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению.
Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что прои ...