Развитие туризма в РА на основе инновационно-кластерного подхода
Основными параметрами туристского кластера в Республике Алтай являются: наличие привлекательных историко-культурных и природных объектов, природно-климатические условия, виды туризма, которые имеют предпосылки для развития в регионе.
Первая группа источников конкурентоспособности Республики Алтай как региона с туристской специализацией характеризуется следующим:
на территории Республики Алтай находится объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Алтай - Золотые горы», включающий в себя пять наиболее уникальных в природном отношении территорий Горного Алтая (Телецкое озеро, гору Белуху, Алтайский государственный природный заповедник, Катунский государственный природный биосферный заповедник, природный парк «Зона покоя Укок»);
водные объекты как территории притяжения туристов представлены примерно семью тысячами озер (самыми популярными являются: Телецкое озеро, Шавлинские озера, Мультинские озера, Кучерлинское озера, Ак-Кемское озеро);
особо охраняемые территории, занимающие 23 процента территории республики (Катунский и Алтайский заповедники, Шавлинский и Сумультинский заказники, шесть региональных природных парков и 43 памятника природы);
культурно-исторические объекты представлены археологическими памятниками, наскальными рисунками, этническими праздниками (Эл Ойын и др.).
Природно-климатические условия как источник конкурентоспособности Республики Алтай на туристском рынке определяются исторически сложившимся брендом республики. Горный Алтай подразумевает, в первую очередь, рекреационный потенциал экологически чистой территории и комфортные климатические условия проживания.
Последним источником конкурентоспособности Республики Алтай как региона с туристской специализацией является возможность развивать разнообразные виды туризма, способные удовлетворить спрос большого количества потребителей. Это наличие бальнеологических и грязевых ресурсов, которые в сочетании с климатическими условиями обеспечивают основания для развития санаторно-курортного лечения. Еще одним направлением развития является активный туризм, так как Горный Алтай - единственный в России регион, на территории которого можно провести спортивные путешествия по любому классификационному виду туризма от первой до шестой категории сложности. Кроме того, возможно развитие следующих видов туризма: горно-лыжный туризм (в настоящее время он рассматривается как один из факторов снижения высокой сезонности туризма); экологический туризм; этнотуризм; эвент-туризм, предполагающий принятие участия в значительных событиях, мероприятиях различного характера и уровня, проводимых на территории региона.
Что касается факторов конкурентоспособности, то они в настоящий период времени не способствуют формированию конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса и в большей степени выступают сдерживающими условиями развития туристско-рекреационного комплекса, что характеризуется следующим:
существует дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда (имеется дефицит квалифицированной рабочей силы для обеспечения текущих и потенциальных потребностей туристского комплекса при отсутствии учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по оздоровлению и рекреации);
является острой проблема обеспечения экологической безопасности в наиболее востребованных туристами районах республики (может привести к потере рекреационной привлекательности отдельных территорий и объектов РА);
- низкий уровень развития транспортной инфраструктуры (отсутствие железнодорожного транспорта, устаревшая материально-техническая база воздушного транспорта и аэропорта).
Немного больше по теме
Проблемы безработицы в Республике Беларусь
До недавнего времени экономическая наука рассматривала человека лишь как
один из элементов производительных сил общества, то есть исходила из принципа -
“человек для производства”. Все победные рапорты строились на количестве
выданного “на гора” угля, выплавке стали, количестве построенных квартир,
отсутствии безработицы и т.д. Результат таких обоснований- экономика,
работающая н ...