Развитие туризма в РА на основе инновационно-кластерного подхода

Общее количество зарегистрированных в регионе коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, занимающихся туристской и санаторно-курортной деятельностью, с каждым годом растет. По данным Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай, в 2010 году их количество составило 220 организаций. Наибольший процент в общем числе организаций, работающих в сфере туризма, приходится на организации, предоставляющие услуги размещения (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Структура туристских предприятий Республики Алтай по видам деятельности

Средства размещения туристско-рекреационного комплекса региона представлены в основном базами отдыха, туркемпингами, турбазами, небольшими гостиницами, пансионатами, палаточными лагерями. Общее число средств размещения (турбазы, пансионаты, частные гостиницы и отели) с 1999 года по 2010 год увеличилось с 36 до 125. Вместимость этих предприятий возросла с 2361 койко-мест в 1999 году до 8500 койко-мест в 2010 году, из них круглогодичных 3100 койко-мест, сезонных 5400 койко-мест. Большинство предприятий предлагают туристам некомфортабельные номера. Только 20 из 125 средств размещения имеют уровень 3-5 звезд. За сезон в регионе с использованием средств размещения отдыхает порядка 160 тысяч плановых туристов.

Кроме услуг размещения многие турбазы самостоятельно занимаются организацией активных туров, экскурсий. Некоторые в перечне оказываемых услуг имеют оздоровительные программы, которые в большей степени предполагают обычный массаж, пантовые ванны, фито-бочки. Только шесть предприятий из 125 имеют лечебно-оздоровительную направленность. Одним из перспективных направлений развития туризма в Горном Алтае является сельский туризм, который в настоящий момент времени занимает 25% от общего числа туристских предприятий в регионе. Это говорит о том, что местное население активно вовлекается в туристскую деятельность.

Предприятия, предоставляющие экскурсионные услуги, занимают 5% от общего числа туристских предприятий, функционирующих на территории республики. Основным направлением экскурсионной деятельности является организация пеших, конных, авто экскурсий к известным достопримечательностям. Еще одной популярной экскурсией являются часовые сплавы по реке Катунь на рафтах. Официальное число экскурсионных предприятий значительно ниже их фактического значения, многие из них осуществляют свою деятельность нелегально. К числу прочих туристских предприятий (6%) относятся природные парки, экстремальные парки, предприятия по изготовлению сувениров, информационные центры.

Исследование развития туризма предполагает определение стадии его развития, на основе оценке количественных и качественных характеристик развития туризма в регионе (табл. 4.1).

Главное отличие кластера в туристской сфере от всевозможных прочих (производственных, агропромышленных, сервисных и др.) - в его маршрутной территориальной организации. Туристский маршрут и соответствующий ему туристский поток связывает объекты, превращая их из конкурирующих во взаимодействующие элементы системы. Благодаря туристскому потоку формируется кластер. Доминантой туристского кластера может быть объект инфраструктуры (средство размещения), объект туристского интереса (горнолыжный комплекс), но главное условие развития туркластера - наличие или появление маршрутов и туристских потоков.

Таблица 4.1 - Количественные характеристики развития туризма в Республике Алтай

Критерии

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1. Доля инвестиций в туризм в региональном туристском продукте*

-

-

-

-

-

-

0,52

0,88

0,92

0,89

2. Доля регионального туристского продукта в валовом регионалом продукте, в %

19,9

19,5

13,2

12,6

12,6

9,6

9,2

8,8

8,5

8,9

3. Темпы роста регионального туристского продукта, в %

43

61

-20

46

8

1

25

18

3

8,8

4. Доля комфортабельных средств размещения в их общем объеме, %

9,0

9,6

10,3

11,9

13,7

14,1

13,0

38

38

40

5. Средняя продолжительность пребывания туристов в регионе, дней

3,5

3,5

4

4

4

4,5

5

5,7

3,9

4

6. Количество туристов приходящихся на одного жителя региона, чел.

1,58

2,54

2,03

2,96

3,21

3,22

3,90

4,78

4,79

5,83

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше по теме

Проблемы рынка труда в России
рынок труд безработица Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны. Очевидно, что при неполном ...