Перспективы развития Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства

В настоящее время региональная интеграция становится все более усиливающейся тенденцией государственного развития. Нарастающая глобализация и интернационализация производства, углубление общественного разделения труда и связанное с ним развитие кооперационных связей делают традиционную политику поддержки свободной конкуренции в отдельно взятой стране малоэффективной. Это обусловливает поиск таких форм взаимодействия, которые обеспечивали бы устойчивость развития отдельных стран и регионов в различного рода интеграционных союзах. Вместе с тем, глобализация способствует усилению регионализации. Регионы, формирующиеся как стихийно, так и целенаправленно, стремятся получить дополнительные конкурентные преимущества, которые обеспечили бы им более быстрое и комплексное развитие их экономик. В результате динамичнее развиваются те регионы, которые наиболее эффективно интегрируют ресурсы, имеющиеся как на их, так и на сопредельных территориях.

В основе экономической интеграции лежат естественные процессы усиления взаимозависимости региональных хозяйственных систем и рынков. это проявляется в растущем объеме торговых, кредитных, финансовых операций, в заключении соглашений и договоров между государствами и их регионами и дополняется сознательным совместным регулированием их взаимных хозяйственных связей. Цель такого регулирования - устранение национальных барьеров на пути взаимного торгового и инвестиционного взаимодействия, обеспечение равных условий хозяйствования для экономических агентов.

Как отмечают многие ученые - исследователи процессов экономической интеграции существует принципиальная разница между участниками экономической интеграции и неинтегрирующимися, а лишь сотрудничающими государствами. Она состоит в том, что первые ставят задачу повышения эффективности экономик в целом и функционирующих предприятий, в частности, не только на своей территории, но и во всем интегрирующемся пространстве, тогда как вторые заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств.

Важной особенностью современных международных отношений стало динамичное развитие их межрегионального сотрудничества. Поскольку региональный уровень интеграции основывается на общности территориальных границ государств, близости характеристик исторического развития, взаимодополняемости природно-ресурсного, производственно-экономического, транспортно-коммуникационного, социально-демографического, научно-технического потенциалов, а также общности экономических проблем, внешнеэкономических и геополитических интересов. Более того, сравнительные преимущества географического положения приграничных территорий в полной мере можно использовать только совместными усилиями соседствующих государств.

Кроме того, важной особенностью развития интеграционных процессов на современном этапе является то, что центр связей перемещается из сферы обращения в сферу производства; все чаще торговые связи приобретают вторичный характер, становясь завершающим этапом интеграционного производственного сотрудничества. Данное сотрудничество приводит к глубокому проникновению экономики одной страны в экономику страны-партнера, к долгосрочной и тесной технической, технологической и экономической взаимозависимости стран. Интеграционное производственное сотрудничество осуществляется между отдельными фирмами, входящими в состав различных интегрированных корпоративных структур (ИКС), в общем плане под которыми понимается группа юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий, ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных отношений для достижения общих целей. Экономическое содержание этого процесса состоит в превращении отдельных разрозненных, хотя и взаимосвязанных видов деятельности в единое производство в целях увеличения объема производства продукции, повышения ее конкурентоспособности, получения прибыли.

Безусловно, реальная интеграция производства стихийно осуществляться не может. Поэтому одна из важнейших основополагающих особенностей интеграционного сотрудничества состоит в том, что оно предполагает обязательное политическое решение правительств заинтересованных стран, участвующих в этом процессе по поводу преодоления всех экономических преград, в том числе производственных, торговых, валютных, таможенных. На государства возлагается обязанность разработки нормативно-правовых основ внешнеэкономической деятельности и контроля за тем, чтобы эти правила соблюдались всеми участниками процесса экономической интеграции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше по теме

Проблемы безработицы в Республике Беларусь
До недавнего времени экономическая наука рассматривала человека лишь как один из элементов производительных сил общества, то есть исходила из принципа - “человек для производства”. Все победные рапорты строились на количестве выданного “на гора” угля, выплавке стали, количестве построенных квартир, отсутствии безработицы и т.д. Результат таких обоснований- экономика, работающая н ...