Перспективы развития Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства
Важный аспект функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства - формирование сторонами единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков. В связи с этим актуальны такие вопросы, как институциональные и методические пути к предотвращению антиконкуретных проявлений на трансграничных рынках, а также регулятивные нормы, направленные на снижение административных барьеров при движении товаров и организации функционирования бизнеса.
Что касается институциональных путей к предотвращению антиконкуретных проявлений на трансграничных рынках, то можно констатировать, что эта проблема уже решается на государственном уровне.
Учитывая необходимость обеспечения равных условий конкуренции на товарных рынках Единого экономического пространства, в том числе недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов Сторон к товарным рынкам друг друга, Россией, Казахстаном, Беларусью, было принято Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (7 апреля 2011 г.).
Каждая Сторона обеспечивает наличие национального органа государственной власти, в компетенцию которого входит реализация антимонопольной (конкурентной) политики.
Наднациональным уполномоченным органом в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции единого экономического пространства является Комиссия Таможенного союза.
В качестве методических путей предотвращения антиконкурентных проявлений на приграничных рынках можно выделить следующие:
. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов-конкурентов, которые, в том числе, могут привести к установлению или поддержанию цен и тарифов; разделу товарного рынка по территориальному или продуктовому принципу и др.
. Запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, в том числе следующие действия:
1) установление или поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
) навязывание контрагенту экономически или технологически не - обоснованных условий договора;
) экономически или технологически необоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки;
) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и др.
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается в соответствии с Методикой оценки состояния конкуренции, утверждаемой решением Комиссии Таможенного союза, исходя из анализа следующих обстоятельств:
) доля хозяйствующего субъекта и ее соотношение с долями конкурентов и покупателей;
) возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
) наличие экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок.
. Запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе:
) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации;
) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
) некорректное сравнение субъектом рынка производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими субъектами рынка.
. Штрафные санкции за нарушение правил конкуренции: в случае применения штрафных санкций наиболее высокие штрафные санкции должны устанавливаться за нарушения, представляющие наибольшую угрозу для конкуренции, при этом предпочтительны штрафные санкции, исчисляемые исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение.
. Контроль за соблюдением единых правил конкуренции.
Уполномоченным органом в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции единого экономического пространства является Комиссия Таможенного союза, которая:
рассматривает заявления, в том числе проводит необходимые расследования о наличии признаков нарушения правил конкуренции;
возбуждает и рассматривает дела о нарушении правил конкуренции;
Немного больше по теме
Принципы и факторы размещения производительных сил
В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются
определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются
в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном
историческом этапе.
Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое
значение имеют и принципы размещения - конкретные проявления пространс ...