Концепция создания национальной инновационной системы АПК
Наряду с элементами и функциями инновационного потенциала имеются и другие структурообразующие факторы, в частности по критериям накопления, развития и активизации. Элементы инновационного потенциала АПК, его функции, факторы накопления, формирования, развития и активизации представляют собой целостную систему, в рамках которой они взаимодействуют и приобретают динамичный характер [182].
Инновационная политика в отношении агропромышленного комплекса отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники. Причем централизованная организация инновационной деятельности в АПК представляется неэффективной в силу специфики данной отрасли материального производства. Наиболее приемлемой представляется организация инновационной деятельности с ориентацией в первую очередь на региональные особенности и потребности в инновациях, которые определяют приоритетные направления развития агропромышленного комплекса. Задача государства заключается в разработке механизмов и инструментов для стимулирования привлечения финансовых ресурсов в форме инвестиций в региональный агропромышленный комплекс, в поддержке социальной сферы и развитии инфраструктуры.
Для организации и стимулирования инновационной деятельности используются как прямые, т.е. включающие непосредственно финансовую помощь (государственные закупки и т.д.), так и косвенные (налоги, нормы, подготовка специалистов и т.д.) инструменты воздействия. Этот механизм достаточно хорошо известен и поэтому может считаться традиционным. Однако воздействие на инновационный процесс этих методов достигается путем различного их использования и варьируется в соответствии с объективно присущими самому инновационному процессу закономерностями.
Государственная научно-техническая политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, осуществляющим инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов, прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.
Основными механизмами и инструментами государственной поддержки сельского хозяйства являются дотации, компенсации, субсидии, гарантии; госзаказы, квоты; товарные закупочные интервенции; залоговые операции; гарантированные целевые минимальные цены; лизинг; бюджетное финансирование; бюджетные ссуды; льготное налогообложение, льготное кредитование; таможенные пошлины; ускоренная амортизация. Применение выше названых механизмов и инструментов поддержки чаще всего происходит в рамках деятельности какого-либо внебюджетного фонда или при реализации государственной программы. В таблице 7 представлены основные институты и фонды поддержки инновационного развития всех отраслей экономики Российской Федерации.
Немного больше по теме
Понятие и виды монополий
Необходимым
условием успешного развития производительных сил и одновременно результатом
этого процесса является, как известно, постоянный рост уровня их
обобществления. Действие данного общего экономического закона ведет к
непрерывной и все увеличивающейся концентрации и централизации капитала ,
монополизации производства. Масштабы указанного явления красноречиво
характеризуют сл ...