Концепция создания национальной инновационной системы АПК
Фонды с их региональными отделениями максимально приближены к сельскохозяйственным товаропроизводителям и в процессе взаимодействия с частными производителями под контролем региональных органов управления сельским хозяйством и при определенном участии аграриев смогут реально влиять на инновационное развитие агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации. Еще более значимым станет влияние аграриев при их сотрудничестве с государственными органами в рамках частногосударственного партнерства.
Частно-государственное партнерство (ЧГП) представляет собой систему взаимоотношений государства и частного бизнеса, при котором государство часть своих функций, в том числе и в социальной сфере, передает для выполнения частному сектору на определенных условиях. Партнерство включает в себя все стадии осуществления проектов: финансирование, проектирование, создание и управление объектами и услугами общественного сектора. Внедрение принципов ЧГП в социально-хозяйственные отношения обуславливает более низкие издержки, более высокий уровень услуг, снижение рисков. Российское правительство объявило о своем намерении в последующие десять лет вложить в инфраструктурные проекты около одного триллиона долларов, большая часть из которых должна будут реализовываться на принципах ЧГП.
Вопрос, как построить взаимодействие бизнеса и государства в сфере науки, обсуждается уже несколько лет. Изучен зарубежный опыт, запущены первые государственные механизмы - федеральные целевые программы, у научных госорганизаций и бизнес-структур уже есть практика совместной работы. Однако развитого института государственно-частного партнерства в стране пока нет. В частности, как показывает время, запланированное 25-70% внебюджетное финансирование проектов, выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 гг.» - очень непростая задача. Ряд экспертов считает основными причинами неэффективности применяемых мер следующие негативные факторы:
отсутствие госзаказа;
несовершенство правого поля. Надо отметить, что работа в этом направлении идет, и некоторые методы косвенного стимулирования притока частных инвестиций уже разработаны. Так, с 1 января 2008 г. от налогов освобождены НИОКР, выполненные не только за счет бюджетных средств, но и за счет внебюджетного финансирования;
отсутствие единых стратегических программ развития для каждого из приоритетных научных направлений;
отсутствие инфраструктуры, позволяющей заниматься коммерциализацией [40].
Тем не менее, несмотря на неидеальную современную ситуацию, эффективное сотрудничество государства и бизнеса возможно и сегодня. Иллюстрирует эту возможность тенденция на совмещение усилий частных компаний и государства в реализации масштабных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Позитивный опыт обобщается, пропагандируется и распространяется как в научных публикациях, так и в СМИ. Между тем экономический кризис привнес новые противоречивые тенденции в эту область экономической деятельности. Как известно, государство в условиях глобального экономического кризиса вынуждено брать на себя роль «последнего кредитора», чтобы поддержать обрушивающиеся финансовые институты экономики, а также отраслевые корпорации. В этих условиях те или иные формы национализации становятся неизбежными как в развитых, так и в развивающихся странах. Наряду с возможным оздоравливающим эффектом предпринятых мер по санации экономики в период кризиса в условиях недостаточного реформирования ряда отраслей экономики РФ принимаемые меры могут привести к сворачиванию развития рыночных отношений, методов управления, к неэффективному огосударствлению частных предприятий, к растрате накопленных в период экономического рассвета финансовых ресурсов через их неэффективное вливание без перспективы возврата затраченных государством средств.
Немного больше по теме
Проблема регулирования рынка денег в современных условиях
Экономическая
наука всегда уделяла большое внимание исследованию денег как экономической
категории, развивая теорию в ходе многочисленных дискуссий. Анализ денег как
экономической категории традиционно включает определение их сущности и функций.
Деньги
и проблемы их использования занимали и занимают важное место в
жизнедеятельности каждого субъекта хозяйствования: начиная от го ...