Методика анализа, планирования и факторы, влияющие на прибыль и рентабельность организации

Обобщающая оценка финансового состояния организации достигается на основе таких показателей, как прибыль и рентабельность. Величина прибыли, уровень рентабельности характеризуют все стороны хозяйствования, зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности организации.

Анализ формирования и использования прибыли осуществляют в несколько этапов:

Анализ состава и динамики балансовой прибыли;

Анализ финансовых результатов от основных видов деятельности;

Анализ уровня среднереализационных цен;

Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;

Анализ рентабельности деятельности организации;

Анализ распределения и использования прибыли.

Источники информации: данные бухгалтерской и статистической отчетности форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №3 «Отчет об изменении капитала», форма№4 «Отчет о движении денежных средств», форма №4-ф «Отчет о составе средств и источниках их образования», форма №1-ф «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов», форма №4-у «Основные сведения об объеме производства продукции работ услуг по видам экономической деятельности», форма №12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)», форма №1-т «Отчет об использовании календарного фонда времени», данные финансового плана.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовую прибыль формируют (рисунок 1.2): прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывают как представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию организации в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Рисунок 1.2 - Схема формирования балансовой прибыли

Основную часть прибыли производственной организации получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности [25, с.7]: объема продаж продукции; ее структуры; себестоимости; уровня среднереализационных цен.

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Планирование цен и организация ценообразования на предприятии
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры пр ...