Проблемы реализации бюджетной политики Республики Казахстан
стимулирование деятельности местных органов власти, направленных на повышение мобилизации доходов в их бюджеты;
проведение активной региональной политики через передачу средств в рамках целевых программ[67, с. 52]. В настоящее время механизм бюджетного регулирования внутри регионов включает два основных метода межбюджетного регулирования: нормативы отчислений от местных (регулирующих) налогов и перераспределение средств между внутрирегиональными бюджетами посредством механизма бюджетных изъятий и субвенций. При этом необходимость параллельного действия двух различных методов финансового выравнивания определяется высокой степенью внутрирегиональной социально-экономической и финансово-бюджетной дифференциацией. Роль внутрирегиональных налогов закреплена за двумя налоговыми инструментами: социальным налогом и акцизами. Эти налоги имеют гарантированную долю поступлений в бюджеты районов и городов, а регулирующий эффект достигается за счет дифференцированных ставок зачисления в бюджеты территорий.
Однако при дифференцированных для всех внутрирегиональных бюджетов нормативных отчислений механизм бюджетного регулирования не учитывает особенности каждого территориального образования и, следовательно, не может участвовать в горизонтальном выравнивании бюджетной обеспеченности, где она меньше минимально необходимо. В таких случаях вся нагрузка по финансовому выравниванию ложится на перераспределение средств непосредственно через областной бюджет. Основным фактором бюджетного регулирования в данном случае выступают официальные трансферты, которые, подразделяются на трансферты общего характера (бюджетные изъятия и субвенции), целевые текущие трансферты и целевые трансферты на развитие[68, с.9].
Основной целью при использовании механизма бюджетных изъятий и субвенций является выравнивание. Суть данного механизма заключается в перераспределении ресурсов внутрирегиональных бюджетов (от более обеспеченных территорий к менее обеспеченным территориям), с использованием различных форм регулирования межбюджетных отношений.
Прогнозные объемы межбюджетных трансфертов общего характера рассчитываются на основе прогнозных объемов доходов и расходов местных бюджетов, которые определяются в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и с учетом ранее проведенного обсуждения с местными исполнительными органами методики их определения (см.табл.12).
Таблица 12 - Основные показатели межбюджетных отношений в Акмолинском регионе в 2012 году
Наименование |
расходы |
доходы |
В том числе |
Трансферты | |||
Без учета официальных трансфертов |
Превышение доходов над расходами Изъятия (+) |
Превышение расходов над доходами Субвенции (-) | |||||
Всего |
Закреп ленные |
Регулиру ющие | |||||
Макинск |
948,9 |
950,7 |
950,7 |
706,9 |
243,8 |
1.8 | |
Акколь |
2295,8 |
2859,5 |
2859,5 |
1923,0 |
936,5 |
563,7 |
- |
Атбасар |
4371,1 |
5015,1 |
5015,1 |
3892,0 |
1123,1 |
644,0 |
- |
Егиндыколь |
369,8 |
369,8 |
228,1 |
175,7 |
52,4 |
- |
141,7 |
Жаксы |
367,6 |
367,6 |
47,8 |
42,1 |
5,7 |
- |
319,8 |
Есиль |
579,0 |
579,0 |
440,7 |
248,9 |
191,8 |
- |
138,3 |
Зеренда |
1949,5 |
2498,6 |
2498,6 |
1769,7 |
728,9 |
549,1 |
- |
Балкашино |
663,0 |
663,0 |
611,0 |
307,9 |
303,1 |
- |
52,0 |
Буландинский |
607,4 |
607,4 |
523,6 |
311,4 |
212,2 |
- |
83,8 |
Жаркаинский |
359,0 |
359,0 |
357,0 |
166,6 |
90,4 |
- |
102,0 |
Кургальджинский |
427,3 |
427,3 |
228,5 |
146.0 |
82,5 |
- |
198,8 |
Астраханский |
682,9 |
682,9 |
395,1 |
266,1 |
129,0 |
- |
287,8 |
Енбикшильдерский |
850,1 |
850,1 |
144,4 |
96,8 |
47,6 |
- |
705,7 |
Щучинский |
501,3 |
501,3 |
309,8 |
183,1 |
126,7 |
- |
191,5 |
Ерментауский |
571,4 |
571,4 |
318,0 |
215,2 |
102,8 |
- |
253,4 |
Аршалынский |
344,6 |
344,6 |
276,8 |
246,8 |
30,0 |
- |
67,8 |
Аккольский |
690,5 |
690,5 |
478,9 |
310,5 |
168,4 |
211,6 | |
Всего по районам и городам |
16579,2 |
18337,8 |
15583,6 |
11008,7 |
4574,9 |
1758,6 |
2754,2 |
Примечание: составлено автором на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан [19] |
Немного больше по теме
Планирование ремонтного хозяйства насосной станции городского водоснабжения
Данная насосная станция городского водоснабжения относится к коммунальной
отрасли и является энергоёмким предприятием. Большая часть электрической
энергии используется в эл. двигателях насосов. Производство является
непрерывным. Насосная станция городского водоснабжения работает в трёхсменном
режиме. Большинство потребителей насосной станция городского водоснабжения
первой категор ...