Перспективы развития Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства
Согласно принятой нормативно-правовой документации, Единое экономическое пространство - это пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм; существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы [6].
Полная реализация потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства, совершенствование и дальнейшее развитие договорно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия будет проходить по ряду направлений. Особенно важными из них в рамках данного исследования, по мнению авторов, являются: формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики; углубление производственной кооперации, включая возможное создание совместных транснациональных корпораций; дальнейшее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества; формирование эффективных структур межрегионального взаимодействия.
Изучение проблем и перспектив создания Таможенного союза и Единого экономического пространства позволило выделить и систематизировать основные положительные и отрицательные последствия функционирования данного интеграционного объединения для регионов России на долгосрочную и краткосрочную перспективу в разрезе субъектов рынка (таблица 1).
Использование системного подхода при анализе интеграционных процессов в России позволило выявить закономерности и спрогнозировать дальнейшее развитие этих процессов. Учитывая тенденции мировой глобализации, а также стратегические цели государственной политики России, создание Таможенного союза и Единого экономического пространства является важнейшим этапом экономической интеграции и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики. Вместе с тем, опираясь на достижения и недостатки существующих международных интеграционных объединений, можно сделать вывод о том, что экономические механизмы управления ТС и ЕЭП необходимо расширять и уточнять, политические решения адаптировать к экономикам государств посредством практических прикладных программ и проектов на региональном уровне.
Изучение опыта региональных объединений, функционирующих в настоящее время, позволило авторам сделать следующие выводы. Наиболее динамично и поступательно развиваются интеграционные отношения России в рамках ТС и ЕЭП. Ни одна интеграционная группировка, за исключением ЕС, не достигла подобных результатов за такой короткий промежуток времени. Создаваемое Единое экономическое пространство предусматривает прохождение государствами сразу два этапа интеграции: общий рынок, предполагающий устранение ограничений на перемещение между государствами товаров, услуг, капитала, рабочей силы, информации; и элементы экономического союза, предполагающего унификацию хозяйственного законодательства, технических и санитарных стандартов, создание надгосударственных управленческих структур, таких как Евразийская экономическая комиссия и Суд Евразийского экономического сообщества.
Таблица 1 - Перспективы развития регионов России в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства
А. Краткосрочная перспектива | ||
Положительный эффект |
Отрицательный эффект | |
регион |
- повышение степени открытости региональных рынков, развитие приграничного сотрудничества; - экономия бюджетных средств за счет упразднения таможенных пунктов на внутренних границах государств, укрепление и обустройство внешних границ; - эффективное решение проблемы энергообеспечения экономик за счет формирования общего энергетического рынка; - решение проблемы перепроизводства агропромышленного региона за счет единой зерновой политики |
- упущение доходов в связи с изменением ставок ввозных таможенных пошлин по сравнению с аналогичными ставками пошлин таможенного тарифа внутри государства (в РФ за 1 квартал 2011 г. были оценены в сумму 158 млн. долларов) |
бизнес |
- упрощение процесса перемещения товаров, рост взаимной, особенно приграничной, торговли; - рост емкости региональных рынков; - создание совместных предприятий; - снижение стоимости и длительности грузооборота, исключение бюрократических и административных формальностей, коррупционного произвола за счет перенесения таможенных, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных видов контроля на внешний контур границ ТС; - снижение себестоимости продукции за счет унификации железнодорожных тарифов на перевозку грузов; - преодоление ограничений участия в системе гос. закупок в системе в связи с введением единого национального режима в системе государственных муниципальных закупок; - дополнительные возможности роста транзитного потенциала за счет доступа к услугам железнодорожной инфраструктуры для всех перевозчиков государств-членов ЕЭП; - расширение сферы деятельности коммерческих банков и других финансово-инвестиционных структур за счет создания общего рынка капитала; - снятие административных барьеров за счет взаимного признания лицензий в лицензируемых видах деятельности |
- усиление конкуренции на региональных рынках между производителями внутри ЕЭП; - трудности при получении разрешительных документов по новым Единым формам, утвержденным Комиссией таможенного союза; - неполное урегулирование вопросов, связанных с получением разъяснений уполномоченных органов; - возможные простои автомобильного транспорта в связи с введением обязательного предварительного электронного уведомления по причине частых сбоев в работе средств связи; |
гражданин |
- облегчение пересечения внутренних границ в связи с созданием единого социального пространства; - рост занятости населения, особенно приграничных регионов, в связи с функционированием единого рынка труда; - гармонизация систем социального страхования; - общедоступность основных медицинских услуг; - эффективнее использование потенциала граждан за счет создания общего образовательного пространства |
- рост цен на товары на внутреннем рынке |
Б. Долгосрочная перспектива | ||
Положительный эффект |
Отрицательный эффект | |
регион |
- обеспечение продовольственной и экономической безопасности; - повышение устойчивости народнохозяйственных комплексов к негативным внешним воздействиям, минимизация последствий мирового финансово-экономического кризиса путем объединения природных, трудовых и финансовых ресурсов; - развитие производственной интеграции экономик приграничных регионов, создание ТНК; - повышение темпов экономического роста в 1,5 раза: макроэкономический эффект от создания ЕЭП на пятилетнюю перспективу составит не менее 5% прироста ВВП, и 15% - на десятилетнюю; - повышение инвестиционного климата и имиджа; - рост деловой активности реального сектора; - диверсификация экономики, преодоление сырьевой направленности экспорта; - создание и развитие объектов транспортной инфраструктуры |
- ограничение возможного объема государственной поддержки АПК в связи с установлением единых правил предоставления промышленных субсидий и государственной поддержки этой сферы |
бизнес |
- повышение степени интеграционных и кооперационных связей в различных отраслях; - дополнительные преимущества за счет масштабов производства, взаимозаменяемости ресурсов с учетом возможности сбыта на более емком рынке; - развитие свободной конкуренции и, как следствие, улучшение производства, снижение расходов, рост производительности труда, активизация инновационных процессов; - создание благоприятных условий для производства конкурентной продукции за счет унификации и гармонизации норм и правил; - рост экспорта продукции обрабатывающих отраслей |
не прогнозируется |
гражданин |
- рост занятости населения, особенно приграничных территорий; - рост благосостояния и уровня жизни населения |
не прогнозируется |
Немного больше по теме
Платежный баланс Республики Беларусь
Платежный баланс страны: теоретические аспекты
...